ДАРАК ЫРЫ

 

Рецензия

Один из классных фильмов за последние годы мусора в кыргызском кино.

Да. Это мюзикл. Да. Там актеры поют. Нет. Не индийское кино.

«Дарак ыры» – поистине романтическая и патриотическая картина. Здесь нет отвращения, здесь нет лжи. Все сценарные ступеньки настолько грамотно проходят друг за другом, что отсутствуют межэпизодические провисания. Присутствуют «голливудские» перипетии и кыргызский «катарсиз». Актеры бесподобны.

 

Для начала… Все актеры – актеры. Нет здесь людей с улиц. И, наверное, мюзикл – это удачный формат так же и для театральных актеров, когда сценичную экспрессию они могут передать в движения. В фильме отсутствуют гипер-эмоции. Если другие молодые актеры (Адилет Усубалиев и Жылдыз Касенов), снимаясь в других проектах, еще как-то оттачивали свое поведение перед камерой, разделяю от театрального, то для главного героя (Омурбек Израилов) это был риск – соблюдать грань. Молодой актер, практикующийся в театре, только только вышел в кадры кино. И вытащил режиссер его удачно!

Конечно же музыка. Кто ж знал, что песни будут так хорошо звучать с экрана. И не парочка песен. А абсолютно все! Все тематические и все под стать! И любовные, и лирические, и народно-душевные, и патриотичесие.

Хочется поговорить нам об отдельных эпизодах. Поэтому дальше будет СПОЙЛЕР. Если дочитаете, точно захотите сходить на этот фильм.

 

Как и говорилось выше, события так и переливаются друг в друга. Каждый следующий конфликт острее предыдущего и на ступеньку выше.

Мурашки по коже! Три гиганта в одном кадре. Это не тройка каких-то супер актеров в кадре, это три сюжетных аксакала, от поведения которых зависят судьбы людей. Когда Базарбай, бывший правитель племени, поет печальную песню и прощается с другим правителем племени, слегка опустив голову; когда другой правитель слегка опускает голову в ответ, а затем Базарбай поворачивается к третьему правителю, который должен снести ему голову с плеч, и тоже кивает головой и тот отвечает тем же…. Мурашки по коже от того, что поняли друг друга. Все поняли свои ошибки. Все поняли ситуацию. И никто не проиграл. И никто не выиграл. Все достигли прозрения! И именно в этом кадре ценишь простое чувство – понять себя и свои ошибки. Каждый из трех байманапов имеет свои минусы, которые в ту секунду каждый из них осознал. Ради народа.

И казалось что в начале Базарбай (Темирлан Сманбеков) “зажравшийся байманап”, из-за прихоти которого все становище страдает, окажется антигероем – режиссер резко вытаскивает его на передний план.

 

Голливудский учитель! Учитель главного героя – в голливудском эпичном кино это стандартный наставнический персонаж. Но для кого стандартный, а для кого «только начинаем применять стандарты». Так вот главный герой, как и полагается – терпит крах. Он уничтожен. На его пути встречается учитель, который направляет его на истинный путь. Путь далекий от злобы и мести. Путь милосердия и справедливости. А самое главное тренировочные схватки между учителем и главным героем – не «эптеп-септеп», а реально тяжелые. Каждый раз учитель опрокидывает главного героя с и изящностью. И падает на лопатки главный герой по-каскадерски и по настоящему, а не просто лишь бы плюхнуться.

Адилет  – красивая смерть!  Это уже четвертая роль Адилета Усубалиева, где его персонаж умирает. Кажется, что у Адилета в этом плане красивая подборка. Сегодня не каждому дано в кыргызском кино умереть красиво. Думали только в «Курманжан датке» можно красиво повеситься? А задушиться камчой сквозь юрту во сне? Подло. Изящно. Больно. И все же красивая смерть.

 

Фильм просто наполнен символизмами и визуальными решениями.  В первую очередь противостояние древа против эго человека. Возобновления становища как государственности. Без пафоса. А с душой и надеждой.  Жайлоо мертвых баранов! И ведь никто из съёмочной команды не сделал селфи и не залил в интернет!

 

В итоге фильм заканчивается не каким-то масштабным экшином… Катарсиз происходит на росте главного героя. От простого влюбленного олуха он перерождается в мужчину, который погнался из-за мести бить врагов, но проявил справедливость. И как обещал ему учитель – “…и народ сам пойдет за тобой”.

Остается два вопроса: 1) Зачем в фильме Салтанат Бакаева? С другой стороны хорошо, что снова не Элина Абай кызы. 2) Когда выйдут песни из фильма в народ?

В общем кто хочет романтики и людского духа – обязательно сходите на фильм!

 

Comments

comments